Лев Лазаревич Хургес - радист, боец-интернационалист
Эту статью, в которой речь идёт об одном из довоенных коротковолновиков - Льве Лазаревиче Хургесе [4(17). 05.1910, г. Москва - 18.03.1988, г. Грозный], Борис Григорьевич Степанов дописать не успел... Дорабатывал материал его соавтор Георгий Артёмович Члиянц.
Историческая справка: 17 июля 1936 г. в Испании вспыхнула гражданская война (продолжалась до 1 апреля 1939 г.). В октябре на её территории начали формироваться Интернациональные бригады. За весь период таковых было сформировано семь (их официальные номера: 11-я, 12-я, 13-я, 14-я, 15-я, 129-я и 150-я).
Первая бригада (11-я) была сформирована в конце октября 1936 г., последняя (129-я) - в конце 1937 г. Общее число интербригадовцев - свыше 35 тыс. чел. из 54-х стран мира. В их составе было более 2 тыс. добровольцев из СССР (в основном это лётчики, танкисты, радисты и так называемые советники - военные специалисты). Естественно, что среди них оказалось и несколько радиолюбителей-коротковолновиков.
Лев Лазаревич Хургес начал увлекаться радио в 1924 г., ещё будучи школьником. Хотя это дело было в то время очень затратное, о чём он позже отмечал: "Пара радионаушников стоила в магазине Шаурова (да и в государственной "Радиопередаче") примерно как корова".
После окончания в 1925 г. семилетней школы он поступил на спецкурсы связи, об обучении на которых в своих мемуарах вспоминал: "Знания на спецкурсах мы получили весьма основательные: прилично изучили элементарную электротехнику, принимали на слух и передавали на ключе по азбуке Морзе до 100 знаков в минуту".
В период 1927-1929 гг. Лев Лазаревич последовательно работает на механическом заводе, радиозаводе и радиостанции ЦДКА. в это время он получает наблюдательский позывной RK-2793. Параллельно с работой учится на вечернем отделении Московского электротехнического института связи (МЭИС).
Рис. 1. Лев Лазаревич Хургес.
Уже в 1930-1931 гг. Л. Л. Хургес получает позывной eu2LU, а в 1933 г., в качестве радиста, принимает участие во Всесоюзной альпиниаде Красной Армии. Поступив радистом в 1934 г. на гражданский авиафлот (так называли тогда гражданскую авиацию), он летал на самолётах "Максим Горький", "Крокодил" и др.
Только по чистой случайности - из-за совпадения даты полёта с собственным днём рождения - не оказался на борту "Максима Горького" в день его трагической аварии. Он участвовал в большинстве полётов, в том числе и в том, когда над Москвой летали самолёты Антуана де Сент-Экзюпери. В 1936 г. Лев Лазаревич заканчивает МЭИС и работает инженером в Управлении связи Гражданского воздушного флота.
В конце года уезжает радистом-добровольцем в испанскую Малагу. Эта его деятельность отмечена орденом Красной Звезды. В апреле следующего года Л. Л. Хургес возвращается в Москву в звании майора.
Трагедия в жизни Льва Лазаревича началась с мая 1937 г. Её виновником стал его непосредственный командир В. И. Киселёв (он же - полковник Креминг), который написал рапорт. Дело в том, что когда сдали Малагу превосходящим силам противника, в один из дней не работала рация. И в этом был обвинён Л. Л. Хургес...
Далее следует вереница репрессивных событий, которая растягивается почти на десять лет [2]:
- Его арестовали 7 мая 1937 г. в поезде "Феодосия-Москва". Сначала содержали в Симферопольской тюрьме, затем перевели в Москву (сначала - на Лубянку, а затем - в следственный корпус Бутырской тюрьмы).
- 23 июля 1937 г. Льву Лазаревичу вынесли приговор - восемь лет тюремного заключения (зловещая и популярная у НКВД в те годы репрессивная Ст. 58 УК РСФСР). Следуют пересыльные тюрьмы...
- С марта 1938 г. по весну 1939 г. его содержали в Новочеркасской тюрьме ГУГБ.
- Весной 1939 г. Л. Л. Хургеса отправили спецэшелоном во Владивосток. Затем следует погрузка на пароход до Магадана и работа в течение месяца на золотодобывающем прииске Скрытый. Через некоторое время последовал перевод в РУР (роту усиленного режима) на земляные работы. Потом его переводят работать на прииск Мальдяк, где Лев Лазаревич заболевает плевритом. Его помещают в больничный стационар, а затем вновь переводят на общие работы в РУР.
- В 1940 г. - очередной этап на прииск Линковый, на котором получил инвалидность и был переведён в лагерь "23-й километр", где он работал в столярной мастерской. Впервые в это время ему была разрешена переписка с родителями.
- 1941 г. - работа электриком. С началом войны лагерь "23-й километр" был ликвидирован, и Л. Л. Хургес был отправлен по этапу на строительство стекольного завода в лагере "72-й километр" (работал нормировщиком в лаптёжном цехе), а с начала 1942 г. - электриком на том же заводе.
- Лето 1942 г. - очередные этапы: сначала - пароходом в лагерь бухты Находка, а затем - в лагерь БАМлага (г. Свободный на реке Зее), в котором работал дежурным монтёром на центральной электростанции.
- Июль 1944 г. - вызов в Москву по спецнаряду Четвёртого спецотдела НКВД для использования по специальности. Пересыльные тюрьмы в Иркутске и Новосибирске. Содержание в Бутырской тюрьме.
- 1945 г. - пересыльная тюрьма Коровники в Ярославле, а в мае 1945 г. - лагерь при Рыбинском мехзаводе. По окончанию срока приговора следует задержка до так называемого "особого распоряжения" и очередной этап - в лагерь Переборы, где он работал в электромеханической мастерской и в литейном цехе мехзавода.
- Весной 1946 г. происходит единственный радостный момент в его жизни последних лет - ему разрешают свидание с сестрой, которая приезжает из Москвы.
Рис. 2. Книга Л Л Хургеса Москва - Испания - Колыма Из жизни радиста и зэка.
Освободили Л. Л. Хургеса из заключения 16 октября 1946 г. Он приехал в Углич, где познакомился с директором Грозненского отделения прикладной геофизики Государственного союзного геофизического треста и получил от него приглашение на работу.
10 января 1948 г. его зачислили на работу радиотехником в Грозненскую Геофизическую лабораторию треста - он работал радиомастером в бригаде по ремонту сейсмоаппаратуры, ездил в экспедиции по Северному Кавказу.
В 1953 г. Л. Л. Хургес обратился в Президиум Верховного Совета СССР с заявлением о снятии судимости, но только спустя год он получил ответ - отказ. Проходит ещё два года, и в июне 1956 г. его реабилитировали и, наконец, выдали на руки орден Красной Звезды. В этом же году он написал такое заявление:
"От Хургес Льва Лазаревича, г. р. 1910, проживающего г. Москва, Большая Тульская ул., д. 6, кв. 1.
ЗАЯВЛЕНИЕ
" В мае 1936 г. по возвращению с боевой командировки по особым заданиям Партии и Правительства из одной из западных стран я был арестован органами НКВД и 12 (или 13) мая доставлен в г. Москву.
При оформлении ареста во внутр. тюрьме на пл. Дзержинского у меня были отобраны принадлежащие мне ценные вещи (костюмы, пальто, два фотоаппарата, несколько часов, много белья и прочие ценные предметы). Комендантом, оформлявшим арест, была составлена в двух экземплярах опись вещей, один экземпляр которой был вручен мне (вместе с квитанцией), а второй оставлен в деле.
После осуждения и я, и мои родные писали целый ряд заявлений о передаче вещей, но долгое время никакого ответа не получали. Через год с лишним после осуждения я получил извещение (в Полтавскую тюрьму ГУ ГБ, где я по постановлению Особого Совещания НКВД отбывал срок восемь лет тюремного заключения), что мои вещи перешли ввиду невостребования в собственность государства.
Ввиду того, что отбыл девять лет в заключении, никаких документов (квитанций и пр.) у меня не сохранилось. В данное время постановлением Военной Коллегии Верх. Суда СССР я реабилитирован (прилагается копия справки о реабилитации). На основании вышеизложенного прошу выяснить положение с конфискованными у меня вещами и компенсировать их стоимость. "
В 1957 г. Л. Л. Хургес заочно закончил Московский радиоинститут и перешёл на работу инженером во ВНИИ геофизики, а в 1961 г. - в Грозненский филиал НИПИ "Нефтехимавтомат", в котором занимался внедрением своих изобретений - например, прибора для автоматической регенерации катализатора и турботахометра.
Вышел на пенсию Лев Лазаревич в 1965 г, но продолжал до 1987 г. работать в Грозненском филиале ВНИПИ комплексной автоматизации в нефтяной и газовой промышленности, на Грозненском радиозаводе и на Нефтеперерабатывающем заводе им. А. Ше-рипова.
В 1973 г. Л. Л. Хургес приступил к написанию своей книги воспоминаний [3], выхода в свет которой он так и не дождался...
Рис. 3. К М Покровский в Китае (город Чунцин), 1939 г.
Следует отметить, что радиосвязь с бойцами-интернационалистами, сражавшимися в Испании, держал один из старейших советских военных ра-дистов-разведчиков Константин Михайлович Покровский.
В довоенные годы он выполнял многие ответственные задания командования: был начальником радиосвязи главного советника СССР в Китае, отражавшем в то время японскую агрессию; в годы Великой Отечественной войны принимал участие в создании партизанской радиосвязи; с 1946 г. по 1958 г. имел позывной UA3CB; полковник в отставке Главного разведывательного управления Генштаба Красной Армии; его сын Андрей в 80-х годах получил позывной UA3AAC.
Георгий Члиянц (UY5XE), г. Львов, Украина, Борис Степанов (RU3AX), г. Москва. Радио-12-17.
Литература:
- Члиянц Георгий (UY5XE), Степанов Борис (RU3AX). Листая старые "Call Book" и не только... (1925-1941). - Львов: СПОЛОМ, 2008.
- Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. Хургес Лев Лазаревич (1910-1988), радист, инженер. www.sakharov-cen-ter.ru.
- Хургес Лев. Москва - Испания - Колыма: Из жизни радиста и зэка. - М.: Время, 2012.
- PCBWay - всего $5 за 10 печатных плат, первый заказ для новых клиентов БЕСПЛАТЕН.
- Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет.
- Проекты с открытым исходным кодом - доступ к тысячам открытых проектов в сообществе PCBWay!
- Работа сотрудников радиоконтрразведки в годы Великой Отечественной войны
- Курьезы в работе телемастеров, радиоюмор
- Вальтер Шотки - физик и исследователь, изобретатель знаменитых диодов Шотки
- Схемы подавления гармоник в сетях постоянного тока (из мирового патентного фонда)
