Конструкция самодельной электрогитары, четретжи, схемы и советы

В данной статье рассматривается относительно простая конструкция самодельной электрогитары с чертежами и схемами. Приемы столярной обработки отделки древесины описываться не будут.

Рекомендации подобного толка можно найти в книгах типа “Энциклопедия мастера-любителя”. Лучшим материалом для электрогитары являются выдержанные, хорошо просушенные кленовые доски.

Кленовая древесина сочетает в себе такие качества, как прочность и “звонкость". Можно использовать дуб, березу, граб, ясень, тис. Для корпуса гитары подойдут также бук, ель.

Для соединения деревянных элементов конструкции гитары можно применить следующие виды клея: эпоксидный (ЭПО, ЭДП), по-ливинилацетатный (ПВА-М, ПВА-А, ЭПВА), клеи естественного происхождения (рыбий, костный, мездровый, казеиновый), столярный синтетический “Квинтол”, карбамидный (КМ-3, КМ-12, К-17), полиметакриловый. Клей ПВА, продающийся в отделах канцтоваров, лучше не применять.

Гриф

Для основания грифа, головки, прижимной рейки, накладки (рис. 16, рис. 1 г. рис. 1д) используют доски с продольным расположением волокон. Головка грифа вырезается из цельного бруска и плотно приклеивается к основанию.

Затем делается паз и углубления, вставляется стержень (рис. 1в) и придавливается рейкой. Поверх всего наклеивается накладка. После высыхания клея накладке придается требуемая форма и размеры, прорезаются поперечные пазы под порожки ладов. 1, 3, 5, 7. 9. 12, 15, 17, 19, 21 лады инкрустируются белым или цветным тонким гибким пластиком.

Чертеж грифа электрогитары

Рис. 1. Чертеж грифа электрогитары.

Собранный гриф крепится к брусу (рис. 2) через металлическую пластинку (рис. 3) с помощью четырех шурупов-саморезов с широкой режущей кромкой.

Вместо шурупов можно применить винты и мебельные гайки, предварительно ввинченные в пятку грифа. Пятку (рис. 16) следует сделать с запасом по толщине.

Лишнее уберется при подстройке грифа. Оттого, насколько прямолинейным выйдет гриф и накладка, в дальнейшем будет зависеть качество строя гитары. Но даже гриф с идеально ровной плоскостью после сборки гитары и натяжки струн стремится изогнуться в противоположную струнам сторону. Это неприятное явление компенсируют введением в гриф жесткого упругого стержня.

В верхней части стержня (рис. 1 в) нарезается резьба под гайку. Длина нарезки 30...40 мм. Прижимная рейка должна прогнуть вставленный в паз стержень, поэтому одна грань рейки имеет дугообразную форму. В свою очередь рейку прижимает накладка.

Плоскость накладки в поперечном сечении может быть ровной (под прямые порожки ладов) или слегка скрученной (под радиальные порожки). Паз под стержень должен быть более узким, чем углубления под опорные пластины. Пластинка-колокольчик (рис. 1а) закрывает углубление с гайкой и верхней опорной пластиной стержня.

Крепление грифа

Рис. 2. Крепление грифа.

Чертеж электрогитары

Рис. 3. Чертеж электрогитары.

Корпус

Для нижней (рис. 4) и верхней (рис. 5) дек используется трехслойная фанера или доска тонкой распиловки толщиной 3...4 мм. Пунктиром (рис. 4) выделена область наклейки бруса (рис. 2), заштрихованные прямоугольники - место расположения распорок. Угол разворота подставки (рис. б) относительно струнодержателя составляет 2 '. Ширина подставки - 20 мм.

Разметка корпуса электрогитары

Рис. 4. Разметка корпуса электрогитары.

ОТверстия под тумблеры и регуляторы

Рис. 5. ОТверстия под тумблеры и регуляторы.

Крепление звукоснимателей

Рис. 6. Крепление звукоснимателей.

Обечайка, чертеж

Рис. 7. Обечайка, чертеж.

Обечайка (рис. 7) вырезается из доски толщиной 32...34 мм и наклеивается на нижнюю деку. Туда же наклеивается брус, вырезанный из доски с продольным расположением волокон. На брус наклеиваются или привинчиваются распорки. Они должны быть на 1,5. ,2 мм выше, чем обечайка.

Затем наклеивается верхняя дека. В результате после сборки она будет выпуклой. Все отверстия в деках делаются после сборки корпуса. Перед наклейкой верхней деки ее внутренняя сторона, а также все внутреннее пространство корпуса оклеивается медной или алюминиевой фольгой.

Нефольгированной следует оставить только область склейки верхней деки и обечайки. Затем укладываются экранированные провода и надежно закрепляются, чтобы в последствии при игре не дребезжали.

Экраны проводов и фольга соединяются с общим проводом. Крышки тумблера и темброблока (рис. 3) также оклеиваются с внутренней стороны фольгой, соединяемой с общим проводом.

Железо

Гребенка (рис. 8), пластина для крепления грифа, струнодержатель (рис. 9), задняя кобылка (подставка, рис, 10) с опорными порожками (рис. 11), втулки (рис. 12) изготавливаются из стали, дюралюминия, меди, латуни.

Чертеж гребенки

Рис. 8. Чертеж гребенки.

Гребенка служит для распределения струн. Нулевой порожек является опорой для них. Расстояние между ним и гребенкой - 5 мм. У данной гитары 23 лада.

Мензура инструмента - 630 мм. Мензурой называется расстояние между крайними опорными точками открытой струны, то есть расстояние от нулевого порожка до ижнего опорного порожка на подставке.

Порожки ладов в гриф вставляются по расчету, строго математическим образом в результате производных вычислений от длины мензуры. Если мензура меняется, то все лады оказываются не на своих местах, вследствие чего нарушается строй.

Струнодержатель для электрогитары

Рис. 9. Струнодержатель для электрогитары.

Подставка

Рис. 10. Подставка.

Опорные порожки

Рис. 11. Опорные порожки.

Втулки

Рис. 12. Втулки.

Более подробно о разметке грифа можно прочесть в [1].

Месторасположение порожков у данной гитары указано в табл. 1. Следует заметить, что 12-й порожек находится точно по середине мензуры. Порожки - покупные, промышленного изготовления.

Их ширина 2,5 мм. Колки также покупные. Лучше использовать колки с закрытыми механизмами. В отверстия под колки необходимо вставить втулки, иначе они со временем продавят древесину.

Колокольчик - стальная или латунная полированная пластина толщиной 1 - 1,5 мм. По форме может быть в виде колокольчика. Струнодержатель и заднюю кобылку лучше купить, хотя изготовить их самому не очень трудно.

Струнодержатель представляет собой параллелепипед с шестью сквозными отверстиями диаметром 1,5...2 мм для протяжки струн. С одной из сторон эти отверстия надо раззенковать сверлом диаметром 5 мм на половину глубины (ширины струнодержателя).

Это делается для того, чтобы упрятать внутрь шайбы-упоры струн. В отверстиях опорных порожков задней кобылки необходимо нарезать резьбу под регулировочные винты. Больше нигде в механизмах подставки резьба не нарезается.

Подставка и струнодержатель прикручиваются длинными шурупами-саморезами с широкой режущей кромкой через верхнюю деку к распорке №2. Расстояние между кобылкой и струнодержателем 30...35 мм.

Струны следует подключить к общему проводу. Для этого надо струнодержатель соединить с заранее подготовленным и проведенным внутри корпуса проводом. Датчики сдвоенные (рис. 13) собраны по схемам, приведенным на рис. 2 и рис. 5 из [2].

Датчики закреплены в рамках при помощи пружинно-винтовых механизмов, позволяющих регулировать расстояние между звукоснимателем и струнами. Это расстояние не должно быть больше 10 мм.

Датчики

Рис. 13. Датчики.

Табл.1

Номер порожка Расстояние от нулевого порожка 1 до п-го, мм
1 35,4
2 68.7
3 100,2
4 130,0
5 158.0
6 184,5
7 209,5
а 233,1
9 I 255.4
10 276,4
I 11 296,3
12 315,0
13 332,7
14 349,4
15 365,1
16 380,0
17 394,0
18 407,3
19 419,8
20 431,6
21 442,7
22 453,2
23 463,1

В качестве переключателя звукоснимателей применен тумблер на три положения П2Т-1 (рис. 14). Этот тумблер необходимо доработать.

Если его разобрать, то внутри будет две пластины, одна из которых изображена на рис. 15а, вид сбоку - на рис. 156. В каждой из них необходимо отогнуть вниз один лепесток (рис. 15в).

Затем пластины уложить на свои места отогнутыми лепестками в противоположные стороны и собрать тумблер.

Переключатель П2Т-1

Рис. 14. Переключатель П2Т-1.

Изгиб пластин

Рис. 15. Изгиб пластин.

Теперь в среднем положении движка он будет подключать к темброблоку оба датчика, в любом крайнем - только один из двух. Корпуса регуляторов темброблока следует подключить к общему проводу.

Темброформирующие цепи можно распаять как на плате. так и навесным монтажом на лепестках регуляторов. Электрическая схема приведена на рис. 16. Резисторы R1 и R2 - регуляторы громкости сопротивлением 47... 100 кОм.

Схема подключения звукоснимателей

Рис. 16. Схема подключения звукоснимателей.

Гнездо XS1 - под штекер Jack Mono, диаметром 6,3 мм. Темброформирующие цепи не указаны, так как их следует подбирать исходя из реально желаемого звука гитары. Основной критерий при выборе - темброблок не должен ухудшать тембр, делать его неприятным. Можно установить активный темброблок на экономичном ОУ КР140УД1208.

Тогда один из регуляторов громкости должен быть совмещен с выключателем. А можно обойтись без темброблока, оставив только один или два регулятора громкости. О различных пассивных регуляторах тембра можно узнать из [3].

Настройка

Гриф должен возвышаться над верхней декой на толщину накладки или чуть выше. Струны располагаются над порожками ладов как можно ниже. Но в то же время колеблющаяся струна, прижатая на любом ладу, не должна цеплять нижерасположенные порожки.

Добиться этого можно, изменяя высоту подставки и угол наклона грифа на 1 ...2° в сторону нижней или верхней деки. После того как высота струн отрегулирована, подбирают толщину рамок датчиков. Для этого прижимают струну на последнем 23-м ладу.

Толщина рамки должна быть чуть меньше половины расстояния, образованного прижатой струной и поверхностью верхней деки. Изгиб грифа под нагрузкой регулируется вращением гайки стержня. Длина мензуры должна строго соответствовать расположению ладов. Этого добиваются путем регулировки опорных порожков на подставке в направлении вдоль струны при помощи винтов.

Процесс регулировки контролируется на предмет того, что струна на 2 ладу должна быть ровно на тон выше открытой, на 5 ладу - на 2,5 тона выше открытой, на 12 ладу - на октаву выше открытой.

Без гитарного тюнера или абсолютного слуха эта процедура невозможна. Приблизительно настроить мензуру можно, сравнивая звучание струны, прижатой на 12 ладу, со звучанием флажолета на том же 12 ладу.

Частота звука должна быть одна и та же. Флажолеты извлекаются при легком касании струны пальцем. Понятие строя включает в себя расположение звуков на струнах и ладах инструмента. Стандартным гитарным строем считаются сочетания, приведенные в табл. 2.

Табл. 2

1 струна открытая ми 2-й октавы (Е) 658,2 Гц
2 струна открытая си 1 -й октавы (Н) 493,9 Гц 1
3 струна открытая соль 1 -й октавы (G) 392 Гц
4 струна открытая ре 1 -й октавы (D) 293,4 Гц
5 струна открытая ля малой октавы (А) 220,0 Гц
6 струна открытая ми малой октавы (Е) 164,8 Гц

Для людей не обладающим абсолютным слухом, для настройки гитары потребуется источник звучания эталонной ноты. Это может быть камертон, синтезатор, фонограмма музыкального произведения, компьютерная программа, гитарный тюнер.

Табл.3

1 струна открытая = 2 струна 5 лад = 3 струна 9 лад = 4 струна 14 лад = 5 струна 19 лад = 6 струна 24 лад
2 струна открытая = 3 струна 4 лад = 4 струна 9 лад = 5 струна 14 лад = 6 струна 19 лад
3 струна открытая = 4 струна 5 лад = 5 струна 10 лад = 6 струна 15 лад
4 струна открытая - 5 струна 5 лад - 6 струна 10 лад
5 струна открытая = 6 струна 5 лад

Тюнер -- это устройство, анализирующее гитарный сигнал и выдающее информацию относительно текущей частоты, на которую настроена струна. Тюнеры бывают сами по себе, встроенными в гитарные процессоры, в виде компьютерных программ. Если всего этого нет, гитару можно настроить по... телефону.

Сплошной длинный сигнал, который слышен из трубки при ее поднятии, примерно соответствует ноте “ля" 1 -й октавы 440 Гц (2 лад 3 струна). Сначала настраивается одна из струн, а потом относительно ее - все остальные. Пример строя приведен в табл. 3.

В. Колесников. РМ-06-17, 07-17.

  1. Литература:Банников В. Разметка грифа электрогитары. - Радио, 1996, №12, с. 44.
  2. Колесников В. Намотка помехозащищекных звукоснимателей. - Радиомир, 2016, №10, с, 8...9.
  3. Шихатов А. Пассивные регуляторы тембра. - Радио, 1999, №1, с. 14...15.
2 114 Музыкальные инструменты
электрогитара музыкальный инструмент музыка
Комментарии (2):
#1 shivos Ноябрь 12 2018
0

23 лада... гребёнка... задняя кобылка... порожки ладов... не хватает "соло-гитара".

#2 Александр Компромистер Ноябрь 13 2018
0

Меня интересует схема электрическая принципиальная соло-гитары (в принципе, как и бас-гитары), почему переменные резисторы регулятора расположены именно так, а не наоборот (см. рисунок 16). - Наверное, чтобы гасить магнитным полем чрезмерные колебания струны. - Информация, можно сказать, из первых уст - консультировался со знакомым басистом.

Написать комментарий:

cashback