Как ограничить время работы электронной игрушки, схема таймера


Схема таймера для ограничения времени работы электронных игрушек, самодельное реле времени своими руками. Детям очень интересны электромеханические игрушки, вроде машинок, тракторов, вездеходов, военной техники. В игрушке есть электромотор и батарейный источник питания. Еще выключатель. Ребенок игрушку включает и она работает развлекая ребенка.

Но вот ребенку игрушка надоела, и он просто уходит. А игрушка продолжает работать бесцельно, расходуя «драгоценную» энергию гальванической батареи.

Чтобы такого не происходило игрушку можно оснастить таймером, ограничивающим время её работы, например, пятью минутами. И еще должна быть кнопка сброса. Поработала игрушка пять минут и выключилась. Если ребенку она еще интересна, он нажимает эту кнопку, и игрушка работает еще пять минут.

Принципиальная схема

Схема показана на рисунке. Ничего сложного, и опять эта «назойливая» микросхема CD4060. На самом деле CD4060 просто находка на случай когда нужно сделать таймер, к тому же, сейчас, когда есть интернет магазины, она доступна даже жителю «медвежьего угла» (главное что бы в «берлоге» был интернет и почта).

Принципиальная схема реле времени для электронных игрушек

Рис. 1. Принципиальная схема реле времени для электронных игрушек.

И так, на инверторах микросхемы собран тактовый мультивибратор, частота импульсов которого задана цепью C1-R1-R2. Внутри микросхемы эти импульсы поступают на вход 14-разрядного двоичного счетчика.

Который можно обнулить подачей единицы на вход «R», для чего, собственно, и служит кнопка S1. Частота импульсов мультивибратора подобрана таким образом, чтобы приблизительно через пять минут после обнуления счетчика кнопкой S1 появлялась логическая единица на его самом старшем выходе -на выводе 3.

Нажимаем кнопку S1. Счетчик обнуляется. После этого на всех его выходах нули, естественно, и на выводе 3 тоже нуль. Транзистор VT1 открывается и открывает полевой ключевой транзистор VT2, через который поступает питание на электромотор М1 игрушки.

Приблизительно через пять минут логический уровень на выводе 3 D1 меняется. Теперь здесь единица. Транзисторы VT1 и VT2 закрываются и выключают электромотор М1. Диод VD1 открывается и блокирует тактовый мультивибратор микросхемы D1.

Схема в таком состоянии будет находиться неограниченное время, пока не будет нажата кнопка S1 или не будет выключено питание. После нажатия S1 все повторится. Кнопка S1 должна быть замыкающая и без фиксации.

Детали

Транзистор APM2556NU можно заменить на АР9916Н, AP9916J, Si4362DY, Si4892DY, FDS7764A. Если номинальное напряжение питания игрушки 3V и реально бывает меньше, использовать транзистор APM2556NU не желательно, потому что он может открываться при этом не полностью.

Транзистор ВС557 можно заменить любым маломощным транзистором р-п-р, например, КТ3107 или КТ361. При напряжении питания ниже 3V микросхема может и не работать.

Савичев Д. А. РК-11-17.


1 1336 Таймеры и реле времени
игрушка таймер реле времени
Написать комментарий:

cashback